Эмпирическое исследование восприимчивости ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института» к новшествам » Электронный научный журнал "Вопросы профессионального развития персонала"

Авторизация на сайте

Последнее из портфолио

Как с нами связаться

  • 8 499 409-39-69
  • 8 499 409-39-69
  • gghpi@inbox.ru
  • 95fb51c5c83e5a6e
  • Россия, г. Москва, ул. Садовая-самотечная, д.8
» » Эмпирическое исследование восприимчивости ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института» к новшествам

Эмпирическое исследование восприимчивости ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института» к новшествам

Admin 7-03-2018, 22:40 1 617 Публикации / Гуманитарные и общественные науки
Ушаков В.А., к.т.н., доцент, Красильников А.А.

Анализ развития инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования свидетельствует, что восприимчивость этих учреждений к новшествам, является ключевым фактором, влияющим на скорость их развития, модернизации, адаптации к сложившейся экономической, социальной и демографической ситуации.Лабораторией анализа инновационной деятельности в профессиональном образовании была разработана методика оценки восприимчивости учреждений начального профессионального образования к новшествам. В 2009-2010 годах эта методика прошла экспериментальную апробацию в Гжельском колледже, структурном подразделении ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института».
Благодаря применению этой методики удалось выявить ключевые факторы, влияющие на уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам и оценить уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам.

Процедура экспериментальной апробации методики состояла из четырех этапов:

Первый этап - включал в себя сбор исходной информации об организационной структуре Гжельского колледжа. Сбор информации производился в следующей последовательности:
  • беседа с директором Гжельского колледжа (Колониной Т.Г.),
  • опрос заведующих отделений колледжа,
  • интервью с преподавателями колледжа,
  • изучение имеющейся документации (программа развития, инновационные проекты, планы экспериментальной работы и другие).
Второй этап – включал в себя анкетирование администрации и заведующих отделениями колледжа, обработку анкет, а также анализ учебной документации. 
Третий этап – оценка качества, факторов восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам. На этом этапе, исходя из результатов полученных после обработки данных, был определен уровень восприимчивости Гжельского колледжа к новшествам. Четвертый этап – анализ влияния факторов на уровень восприимчивости Гжельского к новшествам.
В настоящее время ГГХПИ осуществляет подготовку специалистов по 7 специальностям среднего и 4 специальностям высшего образования. Высокий кадровый потенциал института и колледжа, и хорошая материальная база позволяют обеспечивать качественный уровень подготовки специалистов.
В настоящее время институт активно работает над выполнением целевой программы «Кадровое обеспечение экономики Раменского муниципального района на период до 2012 г.». Для этого 80% студентов закрепляются для прохождения всех видов практик на предприятиях и учреждениях Раменского муниципального района, создана служба содействия трудоустройству выпускников.
Постановлением Бюро Президиума РАО, протокол № 9 от 11.10.2006г. ГГХПИ был присвоен статус экспериментальной площадки Российской академии образования как «Ресурсному центру мастеров народных художественных промыслов России».
ГГХПИ реализует разработанную концепцию воспитательной работы, главная цель которой - обеспечение оптимальных условий для становления и самореализации личности будущего специалиста, обладающего высоким уровнем гражданской ответственности, способного к профессиональному и интеллектуальному творчеству. В программе развития ГГХПИ декларируется формирование таких личностных качеств выпускников, как воспитание ответственности, физическое и трудовое воспитание, формирование гражданского самосознания и т. п.
Методическая работа в колледже представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей, включая управление образованием, самосовершенствованием педагогов, развития творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на подготовку конкурентоспособного специалиста.
 
Результаты диагностики инновационной деятельности колледжа
При диагностике колледжа, более подробном изучении концепции и программы развития колледжа, а также беседы с руководством колледжа было установлено, что отдельные цели этой программы ставятся формально, а достижение этих целей не обеспечивается соответствующим содержанием образовательной программы колледжа. В некоторых разделах этой концепции достаточно подробно конкретизированы цели и задачи учреждения, но отсутствует раздел, связанный с результатами. Это говорит о том, что разработчики программы не владеют системно-целевым подходом к проектированию программ и другого научно-методического обеспечения развития образовательного учреждения.
По результатам диагностики были сформулированы проблемы развития образовательного учреждения и разработан план мероприятий по решению этих проблем (привести план мероприятий).
Модель интеллектуального рабочего в данном образовательном учреждении должна быть сопряжена с моделью личности наставника. Для решения поставленных задач необходимо ориентироваться на модель личности педагога как участника образовательного взаимодействия. Сложные и многоаспектные задачи подготовки рабочего специалиста (механика, техника, специалиста по туристским услугам) немыслимо решить, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Преподаватель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы.
Поэтому одной из главных задач ГГХПИ является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою профессиональную, предметную компетентность.
Другой важной проблемой Гжельского колледжа является низкое информационное обеспечение учебного процесса, отсутствие понимания у преподавателей важности профессионального владения информационными технологиями. Это выражается в том что даже офисные приложения освоены на 5-10% их возможностей, получаемая из сети Интернет информация не структурируется, не формируется база знаний. В программе развития колледжа данная проблема не отражена. Выявленные проблемы говорят о среднем уровне восприимчивости колледжа к новшествам.
Результаты диагностики и постановки проблем активно обсуждались на II-ой Международной научно-практической конференции ГГХПИ «Образование-наука-культура» в апреле 2010 года, в ходе которой было принято решение о разработке мероприятий по повышению восприимчивости колледжа к новшествам, с целью решения этих проблем. 
 
Мероприятия по повышению восприимчивости ГГХПИ к новшествам
На организационном этапе Постановлением Бюро Президиума РАО, ГГХПИ был присвоен статус экспериментальной площадки Российской академии образования как «Ресурсному центру мастеров народных художественных промыслов России», формализовавший отношения между администрацией Гжельского колледжа с внешними консультантами на проведение научно-экспериментальной работы. В рамках этого договора проведена диагностика восприимчивости ГГХПИ к новшествам и получены данные о недостатках и проблемах в развитии инновационной системы Гжельского колледжа.
По результатам диагностики были составлены планы реализации мероприятий, повышающих восприимчивость ГГХПИ к новшествам. При этом привлечены специалисты отраслей экономики для повышения информированности персонала колледжа о новшествах в их профессиональной сфере. На примере принятия решения о внедрении новшества в области ИТ (вебинар как новое средство организации развивающего семинара) персоналом освоены методы разработки и принятия решений о внедрении новшеств, организации и проведения экспертизы, реализации разработанного проекта и оценки его качества.

План мероприятий по повышению восприимчивости ГГХПИ к новшествам  
  •  Семинары (совещания):
  • Проблемно-ориентированный анализ,
  • Деятельностный подход,
  • Модульная технология обучения,
  • Информационные технологии,
  • Оценка качества образовательного процесса
 В результате проведенной работы внешними консультантами (сотрудниками лаборатории) с персоналом колледжа повышена осознанная потребность персонала в улучшении результатов своей деятельности.
В ходе сотрудничества сформулирована актуальная для ГГХПИ проблема взаимоотношений с работодателями, региональными управлениями образования, региональными торгово-промышленными палатами и другими заинтересованными в подготовке специалистов организациями. Сформулированы предложения по организации решения этой проблемы.
Проведен анализ полученных результатов. Из этого анализа можно сделать некоторые выводы об эффективности процесса повышения восприимчивости ГГХПИ к новшествам:  
  • Эффективность в значительной степени зависит от первоначальной мотивации персонала;
  • Зависит от активности первого руководителя учреждения;
  • От уровня подготовленности персонала, его компетентности;
  • От уровня профессиональной подготовки внешних консультантов и их умения организовать коллективную деятельность в очень короткий промежуток времени;
  • От степени и активности участия внешних консультантов.
В процессе апробации модели, методов и технологии, ее реализующих показана возможность ее успешной реализации на примере ГГХПИ. Полученные результаты позволили диагностировать и повышать восприимчивость ГГХПИ к новшествам с использованием как внешних консультантов (внешних агентов изменений), так и консультантов из персонала образовательного учреждения. При этом происходит положительное изменение в отношении руководства и персонала учреждений НПО к развитию УНПО и своего участия в этом развитии.

Похожие новости

  • Моделирование инновационных процессов в учреждениях профессионального образования
  • Как измерить инновации?
  • Формирование образовательной среды в современной Российской семье
  • Инновационное консультирование в структуре национальной инновационной системы образования
  • Восприимчивость образовательного учреждения к новшествам как основная характеристика инновационной активности этого учреждения