Авторизация на сайте

Последнее из портфолио

Как с нами связаться

  • 8 800 123 4567
  • 8 800 765 4321
  • support@example.com
  • demo-skype
  • Россия, г. Москва, ул. Неизвестная 52/3
» » Реализация принципа саморазвития личности

Реализация принципа саморазвития личности

Admin 7-03-2018, 11:58 253 Публикации / Рубрики журнала / Гуманитарные и общественные науки
Красильников А.А.

На каждой ступени образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у учащихся не только формировались конкретные знания и умения, но и развивались определенные качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать любое новое содержание деятельности, а в случае необходимости – и новые профессии, т.е. образование должно закладывать основу для дальнейшего саморазвития личности человека.
Речь идет о таких компонентах образования, которые будут полезны выпускнику при изучении любого дела, любого нового производства, в том числе и при возможной перемене профессии. Как известно, личность включает в себя интеллектуальную, волевую, эмоциональную и сенсорно-двигательную сферы. Поэтому инвариантные компоненты образования мы будем рассматривать в этих аспектах.
Интеллектуальная сфера. Именно общеобразовательная подготовка, как естественно-научная, так и гуманитарная, дают человеку наиболее широкий кругозор, обеспечивают возможность активной деятельности в любой области, в том числе и при перемене профессии. Именно общеобразовательные знания устаревают медленнее всего и могут быть применены в любой профессиональной деятельности.
Необходимо также формирование знаний по общенаучным, общетеоретическим основам технологии как науки о способах производства вообще. В какой-то мере инвариантными, но внутри только одной отрасли или группы отраслей будут знания по общеотраслевым предметам, (материаловедение, технология машиностроения и т.д.) Поэтому всемерное усиление общеобразовательной и общеотраслевой подготовки учащихся, студентов является одним из важных аспектов реализации идей опережающего образования.
В то же время общеобразовательные и общеотраслевые знания сами по себе мало что дадут, если у обучаемых не сформированы способности применять теоретические знания в практической деятельности. Дело в том, что процесс применения теоретических знаний в практической деятельности нельзя рассматривать как это обычно делается, однолинейно – как применение какого-либо одного закона или принципа при решении практической задачи, а как сложный процесс активного познания студентом объекта и условий деятельности, ориентировки, разнообразных оценок, «поворачивания» объекта в плоскость собственной деятельности, соотнесения имеющихся знаний с наличной ситуацией в разных уровнях: как активный поиск – какие условия должны быть учтены, какие понятия, принципы и законы из разных областей знаний необходимо использовать.
Повышение возможностей целенаправленного обучения данным процессом возможно за счет использования в обучении специальных методических приемов, непосредственно способствующих активному применению знаний в практической деятельности. Речь идет о разнообразных аналогиях, применении наряду с учебной и справочной литературой приемов переформулирования практических задач; о решении вспомогательных задач, самостоятельном анализе учащимися и студентами ранее неизвестных им объектов, как письменное, так и устное обоснование своих действий и коллективное обсуждение причин ошибок и т.д. Реализовать эти возможности можно среди учащихся всех возрастов, в процессе изучения практически всех предметов как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе.
Таким образом, формирование у учащихся и студентов способностей к активному применению теоретических знаний в практической деятельности – второй аспект реализации задач опережающего образования в отношении интеллектуальной сферы личности обучаемых.
Третий аспект – это развитие у учащихся и студентов устойчивого познавательного интереса и познавательных умений. Эти вопросы были нами рассмотрены выше в главе о гуманизации образования.
Волевая и эмоциональная сферы. В сравнении с интеллектуальной сферой это значительно менее разработанная область педагогики. Однако сюда можно отнести все то, что говорилось выше о воспитании самосознания личности, об овладении тактикой и стратегией деятельности, о творческом развитии обучаемых и т.д. Но в целом это – огромное поле малоисследованных проблем педагогики.
Сенсорно-двигательная сфера. Этот аспект относится, в основном, к трудовому обучению в школе и практическому (производственному) обучению в профессиональных учебных заведениях в части формирования трудовых навыков учащихся и студентов.
Успешность формирования у них многих навыков зависит от развития таких качеств личности, как точность зрительного анализа положения рук, других частей тела и инструмента в пространстве; точность анализа прилагаемых к чему-либо усилий; развитие способностей коррекции движений в процессе их выполнения, развитие глазомера и ощущения временных интервалов, слухового восприятия и т.д. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим понятием сенсомоторная культура.
Сенсомоторная культура является общей основой для более быстрого формирования многих навыков. Оно также необходимо в трудовой деятельности очень широкого спектра профессий, в быту, спорте и т.д. Целенаправленно развивать у учащихся, студентов сенсомоторную культуру можно посредством подбора объектов труда, проведения специальных упражнений по развитию различных компонентов сенсомоторной культуры с применением приборов и приспособлений, позволяющих сопоставлять чувственные оценки с объективными значениями пространственных, временных и других параметров, применением самостоятельного планирования учащимися затрат времени, нормирования их труда и т.д. Исследования показали, что целенаправленное развитие сенсомоторной культуры при сравнительно небольших затратах учебного времени позволяет ускорить в дальнейшем формирование различных навыков в 1,3–1,7 раза.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что современной педагогикой накоплен достаточно большой арсенал средств для реализации принципа саморазвития. Нужно комплексно использовать его. В целом же идея опережающего образования становится ключевой для развития страны, для ее экономики, социальной сферы, для ее будущего процветания.

Литература:
1. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М., 1986.
2. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.
3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.
4. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. – М.: Мир, 1979. – 512 с.
5. Красильников А.А. Педагог и педагогические инновации / Материалы II-ой Международной научно-практической конференции ГГХПИ «Образование-наука-культура». – Гжель: ГГХПИ, 2010
6. Красильников А.А. Некоторые подходы к описанию эволюции профессионального образования / Материалы Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века», М., 2010

Похожие новости

  • Особенности эволюционных уравнений для социальных и экономических систем
  • Инновационное консультирование в структуре национальной инновационной системы образования
  • Восприимчивость образовательного учреждения к новшествам как основная характеристика инновационной активности этого учреждения
  • Некоторые подходы к описанию эволюции профессионального образования
  • О развитии вычислительной техники в СССР

  • Добавить комментарий

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив