Развитие критического мышления


Ушаков В.А., Красильников А.А., Цветковская Н.В.

Развитие рационального, критического мышления является на протяжении десятилетий одной из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.
В ряде педагогических поисков последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправ­ленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обуче­нию мыслительным умениям, процессам познавательного поиска.
Яркий пример такого рода поисков — разработки, ведущиеся с середины восьмидесятых годов в США в рамках проектов Ассоци­ации по разработке учебных программ (Association for Supervision and Curriculum Development). К моменту начала этих разработок стремление включать в самые разнообразные учебные курсы задачи интеллектуального развития стало одним из общих мест педагоги ческой практики. Чтобы выработать единые для учителей и специа­листов ориентиры, была поставлена цель — представить общую картину интеллектуальных (мыслительных) умений, которые явля­ются предметом целенаправленного формирования в учебном процессе. Стержнем развития интеллектуальных умений явилось критическое мышление.
Как показало выполненное Дж.Гудлэдом обзорное исследова­ние, в США в восьмидесятые годы развитие критического мышле­ния специально выделено в перечнях декларируемых образова­тельных целей в большинстве штатов и школьных систем страны. Задача развития критического мышления, по словам Р.Пола (США), состоит в том, чтобы учащиеся пришли к пониманию, осознанию в самих себе проявлений естественной человеческой склонности считать свои мнения и ценностные ориентации единственно значимыми и правильными, стремились преодолеть эту склон­ность. Р.Пол предложил разграничивать критическое мышления в «слабом» и «сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью прежде всего развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом» смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испыты­вать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них. По утверждению автора этого разграничения, «сильный» вариант критического мышления еще не получил воплощения в учебных текстах, принятых в практике массовой школы в преподавании обществоведческих дисциплин. Примером может служить тестовое задание, в котором материал для самостоятельных критических суждений учащихся был подобран так, что подводил к выводу о заведомой неправоте СССР в ситуации Карибского кризиса 1962 года. Однако дело не в отдельном примере. По утверждению Р.Пола, в практике школьных систем нельзя даже назвать учебник, который был бы ориентирован на развитие критического мышления в «сильном» смысле слова. Преобладающим является монологическое мышление, соответствующее идеологически доминирующему и предлагаемому в тексте учебника представлению о мире (например, «американскому»). Однако как бы ни обстояло дело в практике массовой школы, в последние годы идеалы развития критического мышления заявляются вполне отчетливо.
Систематическое включе­ние критического мышления в учебный процесс должно вести не только к более глубокому и разностороннему пониманию изучаемого материала. Педагоги и психологи все большее внимание уделяют формированию такого особого склада мышления и познавательной деятельности, при котором «ученики смогут воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся в мнениях и убежде­ниях, и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания. Они смогут научиться тому, как учиться у других, даже на их возраже­ниях, расхождениях в восприятии, отличающихся способах мышления».
В семидесятые-восьмидесятые годы организация учебно-позна­вательной деятельности на основе критического мышления стала разрабатываться как особое, сквозное направление дидактических поисков. Интересной их чертой стал выход за пределы рационали­стического, интеллектуального понимания критического мышления.
Современное понимание критического мышления выводит его за рамки набора умений и навыков в личностную сферу. Проиллю­стрируем это на примере получивших широкую международную известность разработках психолога и педагога Р.Энниса, где соответ­ствующая организация учебного процесса связывается с развитием склонностей к критическому мышлению.

Склонности к критическому мышлению
-поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;
-поиск обоснований;
-стремление к разносторонней осведомленности;
-использование надежных источников и ссылка на них;
-целостное рассмотрение ситуации;
-стремление придерживаться основной темы;
-удержание в поле внимания исходной (основной) задачи;
-поиск альтернатив;
-открытость;
-выбор точки зрения, позиции (равно как и ее изменение при наличии достаточных оснований);
-стремление к максимально возможной для данного предмета точности;
-последовательное, поочередное рассмотрение частей сложного целого;
-проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, уровню познаний и глубине суждений;
-склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

Такая личностная позиция педагога делает обучение частью более широкого образовательного процесса, в котором образование выступает как средство социальной трансформации, демократи­ческого преобразования общества.

Литература:
1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). – М., 1989.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М., 2008.

Комментариев 3

Офлайн
Michaelzes 3 декабря 2019 00:20
Удивительно! :) ультразвуковая сварка полимеров Здесь был мой комментарй коагуляция дыма Сколько спортом не занимайся, бициху не нарастишь без питания винстрол купить Для спутникового телевидения есть спец сайт приставка триколор Можно установить дверь с доставкой в москве двери с шумоизоляцией входные Тут несколько комментариев для вас мои читатели входные двери в квартиру металлические Ну как вам двери? вход в госуслуги
Офлайн
WilliamAcutH 9 декабря 2019 14:56
Кому интересно про квартиру - почитайте сг альянс жк афродита 2 отзывы Для спортсменов жк афродита корпус 2 купить квартиру Переходим к следующему шагу - посмотрим салон афродита мытищи официальный 94 Если Кому дверь нужна - вот ммылка афродита 2 купить квартиру от собственника На выбор вам вот еще жк афродита снять квартиру 1 комнатную На этом все господа жк афродита рф Просмотр квартир жк афродита мытищи отзывы жильцов Ссылочку на сайт с квартирами оставлю тут жк афродита карта афродита мытищи рф Ну и как же круто это афродита квартиры 40 кв м Ну и в догоночку еще посмотрите жк афродита официальный сайт застройщика цены на квартиры
Офлайн
LionelSkync 11 декабря 2019 17:03
Если ищите офис в бизнес цента то вам подойдет бц лайтхаус в аренду купить входную дверь в офис --- двери в квартиру Я вам советую посмотреть эти сайты --- кэпитал хаус бизнес центр Даже не знаю, но вы правы --- жк-афродита.рус Купили дверь и арендовали офис? Теперь купите квартиру! бизнес центр nordstar tower Двигаться только вперед --- бизнес центр w плаза Сайт с обилием офисов --- Смотреть где Офисы бц белая площадь аренда помещений Запуск бизнеса начинается с крутого офиса --- снять офис Главное тут на сайте есть все --- святогор бц