Авторизация на сайте

Последнее из портфолио

Как с нами связаться

  • 8 800 123 4567
  • 8 800 765 4321
  • support@example.com
  • demo-skype
  • Россия, г. Москва, ул. Неизвестная 52/3
» » Развитие силовых способностей старшеклассников

Развитие силовых способностей старшеклассников

Admin 23-05-2019, 13:00 45 Публикации / Новости / Рубрики журнала / Гуманитарные и общественные науки

Даудов М. Ю., магистрант ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва 


Организм человека обладает свойством изменяться, развиваться и совершенствоваться под влиянием физических упражнений. В чем же суть приспособления (адаптации) к физическим упражнениям? Главное в этом механизме - восстановление затраченных ресурсов [1].

Обычно в повседневной деятельности текущие затраты энергии быстро восстанавливаются как в процессе работы, так и после нее. Следовательно, организм восстанавливает прежнюю свою работоспособность. Другое дело, если физическая дея­тельность предъявляет организму более высокие требования. В этом случае в основе приспособления лежит, как указывал изве­стный физиолог А.А. Ухтомский (6), могучая способность живого вещества не только восполнять текущие траты, но и накоплять рабочие потенциалы выше того уровня, на котором они были до работы. Ученый так и говорил, что именно физическая работа и упражнения ведут к увеличению массы и развитию органов.

В результате большого снижения энергетических ресурсов организма их восстановление происходит с превышением прежнего уровня. Организм, по образному выражению физиолога спорта В.С Фарфеля (7), как бы говорит спортсмену: "Ну, братец, ты заставил меня выполнить непривычную и трудную работу. Но, чтобы мне было легче в следующий раз, я во время отдыха заблаговременно подготовлюсь к этому, повысив свои функциональные возможности". Такое явление называют сверхвосстановлением или гиперкомпенсацией.

По данным В.С. Фарфеля (34) подобный эффект - главный путь повышения возможностей человека в силе, выносливости, быстроте, гибкости и др. В то же время следует иметь в виду, что такое сверхвосстановление после одного тренировочного занятия удерживается недолго - всего несколько дней. При этом, чем больше тренировочная работа, тем относительно больше времени нужно для восстановления и тем дольше удерживается состояние повышенной работоспособности.

С. И. Закшевский (2) отмечает роль адаптационных возможностей в тренировке человека весьма велика. Но способность к адаптации надо использовать разумно при постепенном повышении требований к организму. Следует помнить, что оптимальное сочетание работы и отдыха - основное правило эффективной тренировки.

Приспособление организма к тренировочной нагрузке происходит в тесной взаимосвязи с формированием двигательных (физических) навыков.

Ф.В. Касьянов (3) пишет формирование любого двигательного навыка - задача исключительно сложная и связана с физиологическими, анатомо-морфологическими и психологическими особенностями развития организма человека в том или ином возрастном периоде жизни. При систематическом выполнении одних и тех же упражнений в коре больших полушарий головного мозга вырабатывается сложная система внутренних процессов, для которой характерно определенное сочетание возбуждения и торможения, а также определенная последовательность изменений этих процессов.Вся эта система физиологических процессов впервые была описана И.П. Павловым и названа "динамическим стереотипом".

Многочисленные исследований и практический опыт позволили установить, что обучение и тренировка спортсмена, их эффективность основаны на постепенном формировании стереотипности нервных процессов и связанной с ними координации движений (4).

Анализ специальной литературы говорит о том, что влияние занятий атлетической гимнастикой на телосложение спортсменов достаточно изученная область, однако воздействие этих занятий на учащихся занимающихся в школьных секциях представляет собой область, в которой требуется многое прояснить.

Изучение литературы, анкетирование старших школьников занимающихся атлетической гимнастикой более года дало возможность определить мотивацию к занятиям данным видом спорта.

Известно, что популярные виды спорта, такие как футбол либо волейбол для мальчиков, и гимнастика либо аэробика для девочек занимают первые места в занятиях школьным спортом. В тоже время такие виды спорта как тяжелая и легкая атлетика, атлетическая гимнастика тоже являются популярными, но школьники предпочитают заниматься ими в спортивных школах профессионально.

Таким образом занятия старших школьников занимающихся атлетической гимнастикой в школьных секциях вызывает живой интерес и является актуальной темой для исследования.

Н.Н. Никитушкина (5) сделала анализ причин, по которым дети начинают заниматься спортом:

- общественное мнение, которое складывается благодаря воздей­ствию средств массовой информации;

- влияние родителей;

- пример друзей.

Внутренними мотивами занятий физической культурой явля­ются:

- двигательная активность;

- сохранение и укрепление здоровья;

- общение;

- физкультурное образование;

- привлекательность красивой фигуры;

- физическая подготовлен­ность;

- профессиональная работоспособность и творческое долго­летие.

Кроме физиологической потребности в занятиях спортом имеются социальная и психологическая потребно­сти, которые при решении проблемы выбора вида деятельности могут решать определенную роль.

К ним относятся потребности:

- престижа;

- социального статуса;

- доминирования (власти);

- сотрудничества;

- участия в изучении нового.

В связи с этим была разработана анкета для старших школьников, занимающихся более года атлетической гимнастикой, состоящая из 17 вопросов (табл.1). Всего было проанкетировано 138 школьников.



Таблица 1

Мотивы посещения секционных занятий школьниками

Причины посещения
% ответов
Увеличить силовые способности
88
Скорректировать фигуру
78
Приобрести рельефную мускулатуру
76
Совершенствовать физические качества
73
Соответствовать современному образу жизни
60
Соревновательные интересы
54
Стать чемпионом
50
Выбрать спортивную профессию
47
Укрепить здоровье/ улучшить самочувствие
45
Влияние родителей
31
Влияние друзей
30
Влияние спортивных телепередач.
28
Получить престиж в классе
26
Общение с друзьями
25
Подружиться с единомышленников
15
Похудеть
10
Другие причины
4


В результате анкетирования установлено, что большинство школьников - 88% посещают секционные занятия для того, чтобы увеличить силовые способности, скорректировать фигуру – 78 %, приобрести рельефную мускулатуру – 76 %, совершенствовать физические качества – 73 %.

Не нужно отбрасывать и потребность в двигательной активности, таких респондентов почти половина, а именно соответствовать современному образу жизни – 60 %, участвовать в соревнованиях – 54 %, стать чемпионом – 50 %, выбрать спортивную профессию – 47 %, укрепить здоровье / улучшить самочувствие – 45 %.

Известно, что многие родители поддерживают своих детей занятиям спортом и играют большую роль в их мотивации, поэтому их влияние составляет 31 %, хотят, чтобы дети нашли себе хороших друзей в спортивной секции – 30 %, общение с друзьями – 25 %, подружиться с единомышленников – 15 %.

Кроме всего прочего большое влияние оказывает общественное мнение средств массовой информации, влияние спортивных телепередач – 28 %, дети хотят быть похожими на выдающихся спортсменов, получить престиж среди окружающих одноклассников – 26 %.

Существует еще одна причина, составляющая мотивацию занятий спортом это состояние здоровья учащихся. Известно, что многие дети имеют излишний вес, часто болеют и не всегда ходят на уроки физической культуры, поэтому возникает желание через занятия спортом, тем более атлетической гимнастикой поправить свое здоровье, избавиться от лишнего веса и встать в строй на равных, таких всего 10 %, но существуют и другие причины которые назвали 4 % опрошенных школьников.

Таким образом проведенный анкетный опрос еще раз показал, что занятия спортом в школьной секции, тем более атлетической гимнастикой имеют непререкаемое значение для укрепления здоровья и физического развития учащихся, а выбранная тема для исследования имеет большое значение.

Для учеников, посещающих школьную спортивную секцию по атлетической гимнастике более года была разработана анкета, состоящая из 11 вопросов. В результате анкетного опроса была определена оптимальная модель двигательного режима занимающихся первый год (табл. 2). В анкетировании участвовали 54 человека.


Таблица 2

Модель двигательного режима юношей


Структура тренировок
Количественные
значения
% ответов
Направленность тренировок
Силовая
78
Количество зон, прорабатываемых в одной тренировке
2-3
76
Примерное количество упражнений в тренировке
10-12
72
Количество подходов в упражнении
3-4
58
Количество повторений
10-15
54
Интервалы отдыха между подходами
30-60 сек
52
Количество тренировок в неделю
3
50
Длительность тренировки
90 мин.
48
Педагогический контроль:

45
силовой подготовки
1 раз в месяц
45
общефизической подготовки
1 раз в месяц
45


В результате обобщения анкетного опроса и изучения специальной литературы были выработаны рекомендации для составления примерной программы тренировок для юношей:

- количество тренировок в неделю, здесь мнения разделились, часть школьников хотела бы заниматься 2 раза в неделю, другая часть – 3-4 раза, но большинство - 50 % респондентов – 3 раза;

- направленность тренировок - силовая, за эту позицию высказалось большинство учащихся так как заниматься атлетической гимнастикой и не развивать силовые качества не имеет смысла, поэтому за эту тренировку в сочетании с развитием других качеств – 78 %;

- количество зон, прорабатываемых в одной тренировке – не более 3,76 %;

- примерное количество упражнений в тренировке – 10-12, 72 %;

- количество подходов в упражнении – 3-4, 58 %;

- количество повторений – 10-12, 54 %;

- интервалы отдыха между подходами – 30-60 сек, 52 %;

- длительность тренировки, здесь мнения также разделились, одни предлагали 60 мин, другие 120 мин, но большинство за 90 мин, их 48 %;

- проведение педагогического контроля, преимущественно силовой подготовки, но и общефизической, здесь в равной степени мнения сошлись на 45 %, при этом контроль должен проходить 1 раз в месяц.

1.Подводя итоги анкетного опроса следует отметить, что в данном исследовании была поставлена основная задача разработать методику занятий атлетической гимнастикой старших школьников. В данном случае результаты проведенного исследования являются одной из составляющей этого вопроса, поэтому можно ориентироваться на них при разработке методики. Результатами мотивации посещения секционных занятий школьниками установлено, что большинство из них - 88% посещают занятия для того, чтобы увеличить силовые способности, скорректировать фигуру – 78 %, приобрести рельефную мускулатуру – 76 %, совершенствовать физические качества – 73 %. В тоже время занятия атлетической гимнастикой в школьной секции имеют непререкаемое значение для укрепления здоровья и физического развития учащихся, а выбранная тема для исследования имеет большое значение.

2. Результаты анкетного опроса старших школьников, занимающихся атлетической гимнастикой более года определили оптимальную модель двигательного режима занимающихся:

- направленность тренировок - силовая – 78 %;

- 3 зоны, прорабатываемых в одной тренировке – 76 %;

- 10-12 упражнений в тренировке – 72 %;

- 3-4 подхода в упражнении – 58 %;

- 10-12 повторений – 54 %;

- 30-60 сек интервалы отдыха между подходами – 52 %;

- 90 мин длительность тренировки - 48 %;

Проведенные исследования являются одной из составляющей в разработке методики тренировки силовых способностей.

3.Методика построение тренировочных занятий с силовой направленно-

стью заключается в применении упражнений с весом собственного тела при выполнении 3 подходов по 8-10 повторений с весом отягощения не превышающем 60 % от лучшего результата, в качестве основного должен применяться повторный метод с отягощениями малого (30 – 50 %) и среднего (50 - 70%) веса.

Метод “максимальных повторений” применяется перед выполнением подхода “до отказа” когда должны выполняться 2-3 подхода с небольшим и средним весом по 8-10 повторений для подготовки организма к работе. После выполнения подхода “до отказа” юноши должны выполнять 2 подхода по 8-10 повторений с весом 50 - 60% от максимального для закрепления и совершенствования техники выполнения упражнения4. Методика построение тренировочных занятий с силовой направленно-

стью заключается в применении упражнений с отягощениями с учётом индивидуальных особенностей развития силовых способностей юношей, в совокупности с определением оптимального соотношения объёмов тренировочной нагрузки на тренажёрах и со штангой, что позволяет добиваться поступательного роста силовых показателей на тренировочных занятиях.

Определение рационального соотношения объема и интенсивности силовых нагрузок различной направленности, позволяет оптимизировать тренировочный процесс и значительно ускорить возрастное развитие силы юношей.

5. Итоги проведенного педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе произошло значительное увеличение результатов,

в таких тестах как: прыжок в длину с места на 15 см, прыжок вверх по Абалакову на 19 см, в беге на 1000 и на 11,5 сек, приседание со штангой на плечах на 17 кг, жим штанги лежа на 15 кг, тяга становой силы на 10 кг, в то время как в контрольной группе достижения были менее скромными. Между группами обнаружены достоверные различия. Таким образом цель исследования - разработка методики тренировки, совершенствующей силовые способности подростков 15-17 лет была достигнута, а гипотеза о возможности физической подготовленности и всестороннего развития юношей подтвердилась.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.8. Волков, Н. И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой / Н. И. Волков // Теория и практика физической культуры. — 1986. — № 2. — С. 18.

2.16. Закшевский С. Как стать сильным и гармонично развитым: Пер. с польского. - Минск. Полымя, 1986. - 79 с

3.18. Касьянов В.М. Физиологические основы физического воспитания в школе. – М.: 1978. – 448 с.

4.23. Лапутин Н. А. Атлетическая гимнастика. - Киев, 1990. - 193 с.

5. Никитушкина Н.Н. Организация методической работы в спортивной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Спорт, 2019. – 320 с.

6.33. Ухтомский А.А. Физиологическая лабильность и равновесие//Доминанта. Н.: 1966. – С. 205-233.

7.34. Фарфель В.С. Двигательные способности//Теория и практика физической культуры, 1977. - № 12. – С. 27-30.

Похожие новости

  • Методика акцентированного развитие силовых способностей у школьников старших классов на примере упражнения жим лежа проанализированного в биомеханическом аспекте.
  • Сопряженно-вариативное моделирование подготовки школьников 14-15 лет к состязаниям «Шиповка юных»
  • Анализ восприимчивости учреждений профессионального образования к инновационным технологиям
  • Анализ восприимчивости учреждений профессионального образования к инновациям
  • Формирование образовательной среды в современной Российской семье

  • Добавить комментарий

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив