Авторизация на сайте

Последнее из портфолио

Как с нами связаться

  • 8 800 123 4567
  • 8 800 765 4321
  • support@example.com
  • demo-skype
  • Россия, г. Москва, ул. Неизвестная 52/3
» » Психологический анализ характера принимаемых решений в волейболе

Психологический анализ характера принимаемых решений в волейболе

Admin 25-01-2019, 08:09 42 Публикации / Гуманитарные и общественные науки
Сидоренко Е.А.магистрант ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва 

Введение. В современном мире практически во всех отраслях жизнедеятельности, начальники, управленцы, директора, менеджеры и так далее, для более эффективной работы персонала обращаются за помощью к психологам[8]. А так же в спорте, и в нашем случае волейбол не исключение. В этой статье мне бы хотелось рассказать о принятии решений в волейболе. Это имеет огромное значение в современной игре. Немного поясним, в командных видах спорта, происходит очень частая смена игровой обстановки и роль принятия решения занимает одну из ведущих, поэтому именно от принятия решения, его скорости, а также от правильности этого решения очень часто зависит исход игры[2].
Как показал анализ изученной литературы, процесс принятия решения является междисциплинарным объектом, в изучении которого принимают участие специалисты как естественных, так и гуманитарных наук: педагогика, психология, философия, физиология, математика, кибернетика, социология, экономика и другие науки. Каждая из этих научных дисциплин, исходя из возможностей специфических для нее методов, изучает отдельные аспекты процесса принятия решения, имея в конечном итоге цель познать механизмы непосредственного выбора, прогнозировать последствия такого выбора, обеспечить механизм реализации оптимального и эффективного действия[8].
Раскрытие данной проблемы поможет тренеру, спортсмену, и другим участникам волейбольного процесса в подготовке к соревнованиям, на календарных играх и товарищеских встречах, а также и отборе в команду.
Задача: разработка методики для качественного отбора игроков в волейбольную команду на основе психологического анализа игроков.
Материалы и методы проведения исследования. Эксперимент проводился на базе государственного образовательного учреждения центра образования №1428. В эксперименте участвовали ученики 7-9 классов 13-15 лет, которые занимаются волейболом в секции дополнительного образования. В исследовании приняло участие 12 человек (мальчики).
Во время эксперимента проводились два психологических теста[4],и на тест на логико- тактическое мышление[1,7] и практика(контрольные игры). А также помимо этого были созданы анкеты на каждого игрока с его личными данными [3] ( Ф. И., возраст, стаж игры в волейбол, амплуа, результаты пройденных тестов).
Первый психологический тест проводился на внимание, называется корректурный. Задача теста состоит в том, чтобы выявить насколько хорошее внимание у игроков до и после тренировки. А также мы выявили, как игроки внимательно слушают задание тренера и понимают суть определенных заданий. Конечно, на 100% мы не можем точно выявить кто более или менее внимателен, но, по крайне мере, мы можем определить у кого в какой момент высокая концентрация внимания, чтобы в дальнейшем распределять роли и амплуа в игре.[6]
Во втором психологическом тесте, мы выявляли простейшие функции мышления и скорость переработки информации, насколько игроки умеют правильно мыслить до и после занятия (этот тест был разработан профессором Малиновским С.В. и был апробирован им же на спортсменах занимающихся водным поло).[6,5]
Третий тест был рассчитан на тактику логического мышления и скорость переработки информации в процессе игры в футбол, то есть мы создали такие тактические ситуации на макетах, где игроки на скорость, должны были оценить сложившуюся ситуацию и выдать логически правильный ответ. Так же как и прошлые два теста, этот тест проводился до и после занятия. Это делается для того, чтобы выявить насколько устает игрок, а также уровень психологической устойчивости, и как влияет физическая нагрузка на мышление волейболиста.[1,6,7]
Мы выявили уровень утомляемости на тренировках по формуле: ИУ - индекс утомляемости = t1/t2, где t1 - время выполнения теста до нагрузки, t2- время выполнения теста после нагрузки. Чем ИУ меньше, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т.п.). Если ИУ близок к 1, то можно говорить о нормальной или повышенной психической активности. Предоставленные тесты настолько просто, что займут всего 2-5 минут тренировки. Выявив скорость и количество допущенных ошибок, проанализировав их, можно выявить, насколько правильно ваши подопечные понимают задания и умеют применять их в игре (тактика игры, технико- тактические комбинации).
Как известно, в среднем волейбольный матч длится порядка 1,5-2,5 часа от 3-х до 5-ти партий, любая из которых (а иногда и все) может закончиться на балансе, что повышает психологическую напряженность игры. Вот наша системная диагностика отбора в команду поможет тренеру выявить в своих игроках морально-волевые качества, психическую устойчивость и выносливость (то есть принимать логически правильные решения в экстремальных условиях игры).
Результаты и обсуждения. После проведенного исследования, по общим результатам анкетирования создались две бивалентные группы, одна из которых показала более слабые результаты прохождения психолого-педагогического тестирования, а вторая - более высокие результаты. Так как испытуемых детей 12 человек, мы может разделить их на две команды. Причем отбор шел и по амплуа игроков, мы не могли допустить, чтобы в одной команде было бы двое связующих и 4 игроков первого темпа, например. Поэтому мониторинг по отбору в две бивалентные группы шел отдельно по каждому амплуа. После того как группы были скомпонованы, мы преступили к контрольному эксперименту. Мы провели между двумя командами три товарищеских матча, в которых первая команда (группа), где дети более успешно справились с заданиями, обыграли детей из второй группы, причем во всех трех встречах со счетом 3:1, 3:0, 3:2.
Выводы. В результате проведенной работы можно заключить, что данная методика эффективна. Она поможет тренеру или педагогу дополнительного образования сделать качественный отбор игроков в команду. А так же определить уровень подготовки игрока пришедшего в команду, найти проблемные зоны в команде и распределить амплуа среди игроков.
К перспективам дальнейшего исследования относится: применение разработанной методики для игроков женского пола, разработка методики распределения амплуа среди игроков на основе психологического анализа.
Список литературы.
1)Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1965.
  1. Гагаева Г.М. Психологическая характеристика футбола. В кн.: Психология спорта. М., Физкультура и спорт, 1959.
  2. Малиновский С.В. Программированное обучение в физическом воспитании студентов технических вузов. М., Физкультура и спорт,1986.
  3. Малиновский С.В. Исследование психологических особенностей выбора ответного действия. Канд. дисс. М., 1970.
  4. Малиновский С.В. О характере принимаемых решений ватерполистами на внезапно возникающие ситуации. «Теория и практика физической культуры», 1971, №5.
  5. Малиновский С.В. Алгоритмизация учебно- тренировочного процесса в спорте. «Теория и практика физической культуры»,1976, №2.
  6. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М., «Физкультура и спорт», 1981.
  7. Непопалов В.Н. Принятие решения как фактор эффективности игровой деятельности. М., Теория и практика ФК,№6- 2006.

Похожие новости

  • Сопряженно-вариативное моделирование подготовки школьников 14-15 лет к состязаниям «Шиповка юных»
  • Организация поддержки инновационных процессов в общественном секторе Великобритании
  • Основные направления социально-экономических преобразований профессионального образования
  • Формирование образовательной среды в современной Российской семье
  • Некоторые подходы к описанию эволюции профессионального образования

  • Добавить комментарий

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив