Авторизация на сайте

Последнее из портфолио

Как с нами связаться

  • 8 800 123 4567
  • 8 800 765 4321
  • support@example.com
  • demo-skype
  • Россия, г. Москва, ул. Неизвестная 52/3
» » Анализ восприимчивости учреждений профессионального образования к инновационным технологиям

Анализ восприимчивости учреждений профессионального образования к инновационным технологиям

Admin 28-07-2018, 19:35 31 Публикации / Гуманитарные и общественные науки
Анализ восприимчивости учреждений профессионального образования к инновационным технологиям

Красильников А.А., к.п.н., преподаватель ГАПОУ «МЦК-КТИТС»

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведенийколледжи, где ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.
В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном профессиональные лицеи,осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов.
Сегодня профессиональное образование рассматривается в качестве ресурса развития экономики, а учреждения профобразования в качестве основных производителей кадров на рынке труда и образовательных услуг.Тем не менее, работодатели остро ощущают нехватку квалифицированных рабочих, современно подготовленных управленцев, аналитиков и инженеров, владеющих не только научными знаниями, но и навыками эффективной практической работы [1]. Инновационная деятельность учреждений профессионального образования призвана решать задачу подготовки соответствующих кадров посредством совершенствования деятельности коллективов этих учреждений. Инновационная деятельность учреждений профессионального образования формируется под влиянием различных факторов. Ниже рассматриваются эти факторы.
Среди внешних факторов,заставляющих проводить модернизацию государственной системы начального и среднего профессионального образования, выделяются:
- количественное и качественное несоответствие системы начального и среднего профессионального образования запросам экономики, что связано с тем, что не потребитель образовательных услуг формирует цели и задачи системе и оценивает результаты, а сама образовательная система ставит их себе (как следствие государственная система НПО и СПО с ее неповоротливой нормативной базой, отсталыми материальными и кадровыми ресурсами все больше проигрывает в конкуренции с народившейся и бурно развивающейся параллельной системой подготовки и переподготовки кадров
- негосударственной, корпоративной, внутрифирменной);
-сохраняющееся отставание от прогрессивных мировых тенденций развития профессионального образования (квалификационные требования должны соответствовать выполняемым функциям; финансирование осуществляется по результатам, а не по направлениям деятельности; обязательное участие в управлении внешнего менеджмента;
- действующая система профессионального образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе(профессиональное образование не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников);
Среди внутренних факторов, вынуждающих проводить модернизацию государственной системы начального и среднего профессионального образования, выделяются:

- необходимость осуществлять подготовку профессиональных кадров по профессиям и специальностям, пользующимся спросом и востребованным на рынке труда;

- расширение контингента обучающихся – образовательные услуги предоставляются подросткам, молодежи, пенсионерам и др.взрослому населению, включая лиц, направляемых органами труда и занятости на профессиональную переподготовку;

- ориентация образовательного процесса не только на общедидактические цели и задачи профессионального образования, но и на учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, их социальный статус, образовательные потребности, мотивацию учебной и профессиональной деятельности;

- ориентация при определении содержания и выборе технологий обучения, в процессе профессиональной подготовки и переподготовки, оценке качества и результатов учебной деятельности на новые формы социального партнерства с работодателями, органами труда и занятости, органами управления профессиональным образованием, профсоюзами и другими общественно-государственными, негосударственными и коммерческими структурами.

Беспокойство вызывает и слабая обеспеченность педагогического процесса современными программно-методическими разработками. Остаются проблемы, связанные с нормативно-правовой базой развития образования.

Препятствием для осуществления серьезных изменений в содержании образовательной деятельности НПО и СПО являются часто проблемы самих этих учреждений:

1. Обеспечение доступности бесплатного начального профессионального образования в условиях складывающейся демографической ситуации.

2. Усиление соответствия системы обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования текущим и перспективным потребностям региональных рынков труда посредством рационального планирования и интенсивного взаимодействия с социальными партнерами.

3. Обеспечение устойчивого финансирования учрежденийпрофессионального образования в условиях передачи их в ведение субъектов Российской Федерации.

4. Реструктуризация сети учреждений начального профессионального образования.

Все более важной задачей становится поиск путей, направленных на сближение результатов обучения с потребностями работодателей. Это означает, что выпускник образовательного учреждения должен в наиболее короткие сроки адаптироваться в новой для него трудовойсфере.Здесь подразумевается как профессиональная мобильность, так и умение строить отношения в трудовом коллективе, следовать корпоративной культуре, уметь выстраивать свою профессиональную карьеру и т.п. Часто выпускник, имея определенный багаж профессиональных знаний, с трудом может применить их на практике. Дефицитом становятся практические умения при реализации профессионального потенциала молодых специалистов, новой рабочей силы. Вот почему все чаще работодатели обращаются к рынку труда, заявляя о потребностях в опытных квалифицированных кадрах.
Передача финансирования учреждений НПО с федерального на региональный уровень обострила имеющиеся противоречия и подвигла образовательные учреждения и органы управления ими на инновационную деятельность, используя различные стратегииповедения в образовательно-воспитательном процессе.
В этой ситуации развитие учреждений профессионального образования в значительной степени определяется стратегией поведения этих учреждений.

Анализируя образовательные системы НПО и СПО, можно видеть, насколько они «отвечают» запросам времени. В.С. Лазарев [2]выделяет три типа стратегий:стратегия пассивной адаптации; стратегия расширениявозможностей и стратегия инновационных изменений.

Пример реализации стратегии пассивной адаптации можно видеть в образовательно-воспитательной деятельности Омского медицинского колледжа Росздрава. Колледжем активно осваиваются распространенные инновации, такие как организация и работа ЦППиК -Центра психологической поддержки и консультирования населения (что характерно для большинства медицинских учреждений); колледж активно содействует работе органов социального обеспечения, участвуя в губернаторских «Благотворительных сезонах», осуществляя разнообразную волонтерскую деятельность учащимися колледжа. Вместе с тем, изменения в педагогической системе,которые они производят,либо спускается им"сверху", либо это разработки, хорошо зарекомендовавшие себя во многих других медицинских колледжах. Для массовой практики данные изменения не обладают новизной. В концепцию развития колледжа включаются уже реализованное и существующее в практике технологии.В колледже ставятся традиционные для образовательно-воспитательной деятельности задачи:
- повышение уровня общей и профессиональной культуры,
- активизация образовательного процесса;
-формирование профессионально значимых качеств.
Другой пример реализации стратегии пассивной адаптации можно наблюдать в работе сельскохозяйственного техникума имени К.А. Тимирязева, расположенного в Саратовской области. Техникум обладает хорошей материально-технической базой, обеспечивающей реализацию государственных требований и соответствующей санитарно-техническим нормам. Имеются современные аудитории и лаборатории, учебно-производственные мастерские, библиотека, спортивный комплекс, стрелковый тир, 3 компьютерных класса, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет и др. Преподаватели активно осваивают для себя новые формы, технологии и методы обучения, стараются совершенствовать методическое обеспечение дисциплин. В учебном процессе широко используются различные виды нетрадиционных занятий: деловые и ролевые игры, уроки на производстве, бинарные уроки, уроки-конкурсы и др. Применяемые на практических занятиях лицензионные пакеты программ обеспечивают качество обучения и позволяют формировать у студентов необходимые умения и навыки в области информационных технологий. Главным достоинством выпускников является хорошая профессиональная подготовка. Вместе с тем, используемые в учебном процессе различные виды нетрадиционных занятий, не обладаютновизной.Вконцепциюразвития техникума включаются уже реализованные и существующее в практике технологии.
Таким образом, и в случае с медицинским колледжем, и сельскохозяйственным техникумом-отсутствие у коллективов собственных инициатив в деле повышения качества образования или примера внедрения какого-либо новшества. Данные учреждения не имеют собственных целей развития, не проявляют активности в их поиске.Другими словами – «отсутствует образ будущего» (А.С.Лазарев).

Стратегии расширения включает в себя внедрение модернизированных программ НПО и СПО, декларирующие изменения в содержании образования, меняющие структуру управления учебным заведением, создающие предметные кафедры, попечительские Советы из числа работодателей. Кроме этого учреждения с данной стратегией расширяют связи с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Примером данной стратегии можетслужитьобразованный в 1993 году Калужский торгово-экономический колледж. В 1994 году, благодаря спонсорской помощи, директор колледжа (С.И. Степанюк) была командирована в США для обмена опытом и изучения аналогично работающих зарубежных учебных заведений, связанных с функционированием рыночной экономики. Американские коллеги обеспечили колледж новейшей методической литературой, что помогло сформировать определенную методическую базу.

Благодаря тесному сотрудничеству колледжа и Калужского филиала Северо-Западной Академии государственной службы стала возможна такая инновация в подготовке современных бухгалтеров и менеджеров, как проведение практических занятий по экономическим дисциплинам на основе электронной деловой игры «Бизнес-курс: корпорация Плюс»,являющаяся обучающейся системой. Данный продукт, разработанный в МГУ, имеет гриф Министерства образования и науки. Академия, будучи лицензированным пользователем бизнес-курса, организует занятия для студентов колледжа на собственной базе.

Учреждения НПО и СПО усиливают взаимодействие с работодателями и социальными партнерами, поэтому уровень занятости среди выпускников учреждений НПО значительно повысился.Работодателипредъявляют повышенные требования к уровню квалификации рабочих – как правило, не ниже 4-5 квалификационных разрядов. Складывается квалификационный разрыв между возможностями образовательных программ начального профессионального образования и требованиями работодателей, что вызывает необходимость поиска путей его преодоления.

Работники региональных органов управления образованием и руководители учреждений профессионального образования пытаются сегодня выстраивать новые отношения с региональными и муниципальными администрациями и их финансовыми, экономическими и другими структурами в части обеспечения бюджетного финансирования начального профессионального образования с учетом разработанных в регионе нормативов подушевого финансирования в зависимости от профиля профессий, их сложности и т.д.

В качестве другого примера стратегии расширения может служить возникнувший новый формат институализированных связей работодателей и образования-модели частно-государственного партнерства. На совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями была направлена деятельность 76 образовательных учреждений, принимающих участие в проекте НФПК.Формы взаимодействия и участие предприятий в подготовке кадров на уровне учреждений (локальный уровень)призваны обеспечить рабочими ресурсами конкретную группу предприятий. Причем прямое взаимодействие с учреждениями образования позволяет согласовать как количественную сторону подготовки, так и качественную.
Данные исследования, проведенного компанией «Ромир Мониторинг» среди57 предприятийпартнеровобразовательныхучреждений, расположенных в 26 субъектах РФ, представляющих 7 федеральных округов, подтверждает этивыводы.97 %опрошенных высказали готовностьосуществлять кадровое планирование черезформированиеобразовательного заказа образовательным учреждениям, из них 63 %готовыопределятьтакой заказна 3-5 лет , 28 %- на 1-3 года, 6%на сроксвыше 6 лет.
Исследование показало готовность работодателей не только к материальным, но и кинтеллектуальным инвестициямв профессиональное образование.
В 23 образовательных учреждениях НПО и СПО созданы ресурсные центры, а в ближайшей перспективе все 76 образовательных учреждений будут выполнять роль ресурсных центров как для всейсистемыпрофессиональногообразования, так и внутри регионов.
В результате создания ресурсных центров мы имеем:
- развитиеновых компетенций вобразовательных учреждениях НПО и СПОврегионе наосновесетевого взаимодействиямеждуобразовательнымиучреждениями, находящимися врегионе;
- развитиеинновационногопотенциалаобразовательных учрежденийНПО и СПО,включающего следующиевиды инноваций:
- продуктовые, связанные с появлением обучающих программ с новыми или улучшенными свойствами;
- технологические, связанные с применение улучшенных, более совершенныхтехнологий, методовисовременных средств обучения;
- информационно-коммуникационные,ведущие к изменению технологий обработки информации и технологии связи вобразовательном процессе;
- маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков труда и образовательных услуг и работе на них;
- организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления образовательным учреждением.

Следуя стратегии расширения многие учреждения НПО и СПО идут по линии наращиваниясвоихобразовательныхвозможностей-создают клубы по интересам, предметные научно-исследовательских кружки и другие формы НИР.

Примером может служить Омский колледж транспортных технологий. За 67 лет данным учреждением подготовлено более 20 000 специалистов для железнодорожного транспорта, большая часть из которых работает на предприятиях Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги. В колледже закреплена связь научных исследований с учебным процессом. В качестве основных форм организации работы по развитию интеллектуально одаренных студентов традиционно проводятся научные исследования в более чем 15 научных кружках.Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов имеет и прикладную направленность. В целом около 335 (46%) постоянно включены в исследовательскую деятельность. В качестве основных форм внеучебной деятельности по развитию научно-исследовательских способностей в колледже используются такая форма как Предметные недели, Недели специальных технологий, Конкурсы профессионального мастерства и др. На протяжении ряда лет учащиеся становятся лауреатами 1 степени городских и областных конференций. За 2014-2017 г.г. студенты были награждены Серебряными знаками отличия «Национальное достояние» и «За успехи в научно-исследовательской работе». Колледж был награжден Дипломом Федерального Собрания Государственной Думы РФ Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция».

В то же время, в данных учреждениях НПО и СПО в концепциях развития отсутствует собственное коренное, кардинальное изменение или изменение структуры образовательной системы.

Следующий вариант стратегии развития можноназывается стратегией инновационных изменений.

Необходимость инновационной деятельности в соответствии с потребностями рынка труда ставит перед образовательными учреждениями следующиеосновные задачи:
-анализ требований региональных рынков труда и их взаимосоответствия в масштабах страны;
-совершенствование механизма прогнозирования требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам будущих работников в ситуации экономической неопределённости;
-создание «Биржи по образованию» на региональном и муниципальном уровне в качестве места встречи образовательных учреждений, обучающихся и работодателей;
-разработка более гибких и открытых образовательных программ, направленных на удовлетворение разнообразных требований рынка труда;
-разработка и внедрение новых форм дополнительного профессионального образования.

В концепциях учреждений со стратегией инновационных изменений коренным образом изменяется парадигма образования, структура образовательной системы,содержание образования и технологии обучения студентов.

Примером внедрения стратегии инновационных изменений может служить образовательно-воспитательная деятельность Калужского торгово-экономического колледжа. Благодаря сотрудничеству (предпосылки к процессу интеграции были заложены девять лет назад) колледжа и Северо-Западной Академии государственной службы завязались прочные партнерские связи, обеспечивающие двух-уровневую подготовку специалистов торговой сферы, что соответствует Болонской модели профессионального образования.Преемственность в подготовке специалистов обеспечивается за счет корреляции учебных планов и образовательных программ. Для выпускников колледжа, желающих обучаться в Академии предусматривается «кредит часов»: обучаясь по программе среднего профессионального образования, они посещают лекционные занятия на высшей ступени подготовки.

Тем не менее, с учетом развития демографической ситуации учреждения начального и среднего профессионального образования с каждым годом будут иметь все меньшее число обучающегося контингента. Наличие таких учебных заведений затратно и неэффективно с точки зрения управления, расходов на содержание учебно-материальной базы и т.д., а также ограничивает гибкость и свободу выбора профессий и специальностей молодежью.

Наряду с этим, необходимо сохранение «резерва мощностей» системы профессионального образования на случай возможного дальнейшего (после 2018 г.) демографического роста, а также возможного обучения и переподготовки мигрантов во все больших масштабах прибывающих в Россию. При всей вроде бы растущей «избыточности» сети учреждений профессионального образования во многих малых городах, поселках и, особенно, в сельской местностиучрежденияпрофессионального образования и их филиалы отсутствуют, и, соответственно, проживающая там молодежь не имеет доступа к профессиональному образованию.

Таким образом, реструктуризация сети учрежденийпрофессионального образования означаетне ее сокращение, а укрупнение учреждений из нескольких в одно с сохранением остальных в виде «кампусов» (территориальных филиалов).

Перечисленные проблемы ставят перед образовательными учреждениями НПО и СПО новые цели:
-по отношению к личности обучающегося – создания условий для удовлетворения дифференцированных запросов ( какими бы причинами эти запросы ни определялись – социальной характеристикой, материальными возможностями, возрастом, уровнем подготовленности и т.п.) отдельной личности в получении качественного профессионального образования, необходимого для включения в рыночную экономику;
- по отношению к педагогу – создание условий для комфортной образовательной деятельности и профессионального самосовершенствования.
В результате перестройки деятельности профессионального образования наметилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий.
Произошла интеграция ряда специальностей в более крупные. В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированные. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%.
Новые образовательные программы.Как пример внедрения новых образовательных программ можно привести работу Александровского промышленно-гуманитарного техникума, программа которого носит название «Интеграция образования и производства в процессе подготовки кадров для машиностроительного комплекса региона на базе многоуровневого многопрофильного учебного заведения». Отделение НПО ведет подготовку по сложным рабочим профессиям (токарь, слесарь, электромонтер, монтажник РЭА). Преподаватели в образовательном процессе используют прикладные профессиональные программы, в том числе «Компас», которая реализует блочно-модульное систему обучения. Создан комплекс по использованию инновационных технологий. Значительно усилена программа по специальности «Технология машиностроения». Разрабатывается пакет учебно-методической документации для программы «Прикладная информатика в машиностроении». В рабочий план включены новые дисциплины специализации, позволяющие изучить особенности и современного машиностроения. Реализация инновационной программы предполагает софинансирование: 20 млн. руб. – средства федерального бюджета; 18 млн. руб – областного бюджета; 2,5 мнл. руб. работодатели.
Как показывают практические наблюдения, в настоящее время у руководителей предприятий складывается новая система требований к специалистам. Им нужны люди, которые могли бы сочетать в своей работе деятельность двух-трёх «узких» специалистов – нужны универсалы, которые бы справлялись с проблемными задачами, нашли выход из сложных производственных ситуаций. Работодатели заинтересованы не только в профессиональной квалификации выпускников, но и в таких их личностных и функциональных качествах, как воспитанность, определенный уровень общей культуры и т.п. Оценка рынка труда показывает востребованность и таких качеств специалиста, как обычная выносливость, дисциплинированность, умение владеть собой в сложных, иногда экстремальных ситуациях.
Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования вынуждены адаптироваться к происходящим изменениям в окружающей их социальной среде. Процесс адаптации образовательных учреждений идет по-разному, что обусловлено как региональными (система управления образовательными учреждениями, развитие экономики, доступность образовательных услуг и т.п.),так и внутренними (тип административного управления, сформированность коллектива, условия приема и контингент, привлекательность учебного заведения и его традиции, т.п.) особенностями учебного заведения.
Главным содержанием инновационных образовательных программ стала разработка проблем обеспеченияподготовкиконкурентоспособных рабочих кадров и специалистов к практической профессиональной деятельности в соответствии с требованиями развивающейся экономики.
Достижение этой цели обеспечивается на основе разработки новых моделей деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
В частностимногопрофильноеобразовательное учреждение НПО «Астраханский государственный политехнический колледж» создает интегрированный образовательно-производственный ресурсный центр по подготовке рабочих кадров и специалистов технического профиля. Данный центр создается как центр коллективного пользования, встроенный в сеть однопрофильных учебных заведений профессионального образования, и учебный центр повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей профильных учебных заведений Астраханской области. Его отличительными чертами должны стать: объединение образовательных ресурсы профессионального образования; многоканальный механизм финансирования образовательной деятельности; организация дополнительного и непрерывного профессионального образования (life-long learning); введение дополнительных специализаций по требованию работодателей; возможность использования промышленного оборудования предприятия в образовательном процессе; использование проблемно- и практико-ориентированных методов обучения.
Стратегическими партнерами по созданию этого центра выступают: ОАО «Международный центр производственного персонала» (г. Астрахань), ОАО «Астраханский корабел» (г. Астрахань), ООО Астраханьгазпром» (г. Астрахань), ТПП «Астраханьморнефтегаз», ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» (г. Астрахань). В частности, при поддержке работодателей предусмотрен ввод в эксплуатацию сварочного полигона, внедрение в учебный процесс специализированных тренажеров-имитаторов технологических процессов, формирование новых и модернизация действующих лабораторий практического обучения.
Профессиональным училищем № 27 г. Томска, ведущего подготовку по профилям строительство и ЖКХ, разрабатывает механизмы интеграции с работодателями, среди которых фирма «Walter Dreizler» Шпайнхинген (Германия), учебный центр «Кнауф Маркетинг Новосибирск», ООО «Сибтерм», компания «Дельта», «Общество Развития - НовосибирскGTZ», ООО компания «Водяной центр» и др. (более 10). Центральным звеном разрабатываемого интеграционного механизма должен стать создаваемый Ресурсный центр, включающий маркетинговую службу, технический совет по внедрению нового оборудования и его эксплуатации, отдел содействия трудоустройству выпускников.
В 20-ти образовательных учреждениях НПО и СПО созданы специализированные структурные подразделения, обеспечивающие методическое сопровождение инновационной деятельности, внедрение инновационных технологий и мониторинг результатов.
Уральский техникум ремесленников – предпринимателей Свердловской области осуществляет многоуровневую подготовку по интегрированной образовательной программе начального и среднего профессионального образования для малого предпринимательства в сфере строительства Свердловской области. Профессиональный лицей № 21 (г. Саранск, Р. Мордовия) реализует многоуровневую подготовку специалистов для высокотехнологичных производств сферы машиностроения с учетом потребностей современного рынка труда.Профессиональный лицей № 97 Алексеевского муниципального района Республики Татарстан осуществляет модернизацию содержания подготовки квалифицированных рабочих и специалистов высокотехнологичных ресурсосберегающих производств растениеводства и животноводства..

Литература:
1. Ушаков В.А., Красильников А.А. – Особенности применения математики в общественных науках,Гжель – 2011
2. Лазарев В.С. – Управление инновациями в школе. М. 2002
3. Красильников А.А. - Восприимчивость учреждения среднего профессионального образования к новшествам на примере Гжельского колледжа.Гжель – 2011
4. Ушаков В.А., Шамрай Н.Н., Романенко Н.М., Красильников А.А. -Восприимчивость учреждений начального профессионального образования к новшествам и методы ее повышения. М. – 2011

Похожие новости

  • Анализ восприимчивости учреждений профессионального образования к инновациям
  • Организация поддержки инновационных процессов в общественном секторе Великобритании
  • Процесс интеграции образования и производства как объект исследования управления развитием учреждения НПО, СПО и УДО
  • Эмпирическое исследование восприимчивости ГОУ ВПО «Гжельского государственного художественно-промышленного института» к новшествам
  • Восприимчивость образовательного учреждения к новшествам как основная характеристика инновационной активности этого учреждения

  • Добавить комментарий

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив